древняя мудрость каббалы
СТАТЬЯ

Первый человек АДАМ
и каждая отдельная личность


РАВ

АВРААМ ДАВИД ФИШЕРМАН

Первый человек АДАМ
и каждая отдельная личность

Бааль Сулям: Все, что произошло с Адамом, происходит с каждым отдельным человеком. Об этом пишут наши мудрецы так: Говорил рабби Шмуэль: «На что похож младенец в утробе матери? Над его головой горит свеча, и он видит мир от края и до края. Там обучают его всей Торе и заклинают, чтобы был праведником». Это подобно приказу, который получил Адам: не есть от Древа Познания, ибо сказанное устами Всевышнего выглядит как заклятье.

Комментарии РАДАФ: Мы видим, что Бааль Сулям хотел обьяснить нам, что изучение Торы должно происходить как личная работа. Тора рассказывает об Адаме, а наши мудрецы пришли и рассказали нам, как нужно смотреть на этого Адама, в частном и личном – как на свою жизнь, на личную работу: все, что с ним произошло, происходит с нами, с каждой душой и в каждой детали творения.

Бааль Сулям: «Даже если весь мир скажет тебе, что ты праведник» – это относится к совету змея, который был мудрейшим из всех полевых зверей. Так же все люди этого мира, отделенные от Всевышнего, подобны этому змею. Ибо люди в этом мире как звери полевые, а змей мудрейший и значит включает в себя всех их вместе взятых. Если эта сила придет к человеку, то он был заклят сопротивляется ей. Как сказано в трактате «Кидушин» (40.2): «Удостоился перевесить себя и весь мир на чашу достоинства». Знай, что змей тоже сказал Адаму и Хаве, что они великие праведники: «И съедите от Древа Познания и станете, как Всесильный». («Берешит», 3.5) Это намек на великую цель, ради которой был создан человек.

Комментарии РАДАФ: Змей не пришел соблазнять человека грешить, он пришел соблазнить его стать праведником. Что это значит? Это значит, что в нас есть злое начало, и когда человек начинает заниматься духовным и удостаивается духовными постижениями, только тогда это злое начало начинает по-настоящему включаться в жизнь человека.

До этого момента злое начало не такое уж и сильное, не такое мощное. Оно дремлет, оно не очень сильно включается в жизнь человека. Но как только человек приступает к духовной работе, в нем начинают расти большие амбиции к более высоким удовольствиям, чем те, которые находятся в материальном мире. Это естественный процесс развития человека: от ступени неодушевленного к растительной, от растительного уровня к животному и уже от животного уровня к уровню человека. Человек – это тот, кто чувствует за пределами себя, это тот, кто может завидовать товарищу. Растения, камни и животные не обладают подобным качеством, а человек – завидует. И здесь не идет речь о зависти материальной, речь идет о том, что человек может чувствовать – этот товарищ постиг такой-то духовный уровень, а я еще нет. И тогда в нем возникают амбиции – выйти на этот уровень. У него растет желание. Когда растет желание, вместе с ним растет желание и получить себе – они идут вместе, в одной связке, в одной сцепке. Поэтому говорят нам мудрецы: «Если весь твой внутренний мир видит и ощущает, что ты наращиваешь желание к духовному, ты весь настроился на духовное, и все говорят тебе: «Смотри, какой ты праведник», – не верь, не слушай их!»

Почему? Потому что вместе с тем, что в тебе начнут расти амбиции в духовном, вместе с ними начнет расти желание получить себе. И эта точка начинает расти и развиваться вместе с твоей духовностью параллельно – чем больше духовность, твой духовный уровень, тем больше злое начало. И этот змей, он говорит: «Будь праведником во всех возможных местах и как только тебе заблагорассудится» – ведь Всевышний желает, чтобы ты был подобен Ему везде и всегда. И это приводит к тому, что человек нарушает заповедь. Так Первый человек нарушил заповедь не есть от Древа Познания добра и зла.

Поэтому мы не должны верить этому нарастающему желанию делать все, что заблагорассудится, то есть быть праведником, как нам взбредет в голову. Мы должны быть праведниками по законам, которые установил Всевышний. Все грехопадения произошли по причине того, что человек начал делать, чего нельзя было делать.

Хотя все изначально верили, что они идут это делать ради Всевышнего, что они будут в Святости. Поэтому когда люди начинают придумывать какие-то пути, которые не включают в себя Тору и заповеди, и вместо заповедей они начинают вставлять всякие психологические приемы, начинают заниматься собственно психологией или строить общества, не основанные на заповедях Всевышнего – все это признаки нашептывания змея, что, мол, «будь праведником, сделай это ради отдачи, у тебя обязательно получится!»

А тебе Всевышний это заповедовал?

Не заповедовал. Тогда возьми и сначала сделай все, что Он заповедовал тебе, а потом уже будем дальше смотреть. А пока все эти советы, до того как ты начал соблюдать все, что заповедовал тебе Творец, – это нашептывание змея.
Бааль Сулям: В этом заключается грех, ибо поэтому обучают человека всей Торе, чтобы не верил он зверям полевым. Их словам о том, что он уже готов к цели, ради которой был создан – как сказано в Торе: «И будете, как Всесильный».

«Дети Пророков»: Давайте подумаем, для какой цели создан человек? Принять все благо, которое уготовил ему Всевышний. Но до произведения исправления, до приня- тия формы отдачи, до того момента, пока ты не починишь свои сосуды и полностью не перейдешь в состояние абсолютной отдачи – ты не имеешь возмож- ности принять это благо, потому что его приятие повлечет за собой поломку сосудов.

Бааль Сулям: И в душе человек знает, что он невежда и не постиг всех тайн Торы в том виде, как учил ее в утробе матери. Поэтому пусть не верит, что он праведник, и хранит Древо Жизни – исполняет Заповеди путем «сделаем и услышим».

«Дети Пророков»: Путь «сделаем и услышим» – это путь веры выше понимания. Сначала выстроим сосуды, свойства отдачи, а потом в эти сосуды Всевышний сможет дать свет, что означает «услышим, постигнем». Поэтому невозможно постичь до того, как ты сделал сосуды, и работа происходит в сокрытии.

Бааль Сулям: Подобно Адаму, Первому человеку в раю, видевшему мир от края и до края, каждый отдельный человек находится в своем потенциале, в духовном зачатье. Ибо человек измеряется уровнем своего духовного постижения, подобно животному, величина которого меряется количеством мяса и костей.


33


Комментарии РАДАФ: Если вы хотите измерить уровень человека, то сделать это можно путем оценки того, что он духовно постигает. Если он постигает великие духовные ступени – он взрослый человек. Если он ничего не постигает – он зародыш, он еще не родился.

Бааль Сулям: Вкушение от Древа Познания подобно тому, что сказано об отдельном человеке: «Ангел приходит и бьет зародышу по устам». Так как человек вкусил от Древа Познания, он приблизился к злым животным, которые являются телами материального мира.

Комментарии РАДАФ: Здесь телами называются желания материального мира – таким образом человек приближается к материальным желаниям, которые хотят научить его брать себе.

Бааль Сулям: Эта близость приносит отдельной душе противоречие. Так спустились миры и душа Адама была изгнана из Рая. Она оделась в тело материального мира, которое называется «змеиной кожей».

Комментарии РАДАФ: Почему тело называется змеиной кожей? Потому что, во-первых, оно не позволяет человеку чувствовать за пределами себя, а замыкает на себе; во- вторых, змея не чувствует вкуса – это проклятие змея: «Будешь ползать на брюхе и есть прах земной». То есть не будет вкуса никакого, чтобы ты ни делал – вроде пытаешься чего-то достичь, но если действуешь ради себя, то при достижении любого удовольствия – будь то материальное или духовное – как только ты его постигаешь, оно в том же месте и заканчивается. А по- том человек удивляется – как так, я вкладывал сюда силы, я работал, чтобы этого достичь, и вдруг – нет ничего...
Хочется чего-то другого, чего-то нового. А то уже не интересно, я уже это получил. Но еще неделю назад я хотел этого больше всей своей жизни, думал, что когда получаешь вожделенный объект, то становишься самым счастливым человеком в мире! Но нет – в тебе остается что-то, что не удовлетворено в тебе по-прежнему. И так же происходит и в простейших вещах – ты голоден, ты готов съесть что угодно и сколько угодно, и это для тебя в данный момент самое важное желание, без которого ты жить не можешь. И вот цель достигнута – ты вкусно поел, насытился. И что же? Тебе больше это не нужно – любые яства, выставленные перед тобой на стол, не произведут на тебя никакого впечатления. И что дальше?

Ты теперь хочешь чего-то другого, чего-то еще. И так продолжается всю жизнь.

Бааль Сулям: Здесь можно найти различие между Всевышним и нами: в отношении ко Всевышнему конечная форма называется «Адам». Это бестелесная душа, которая еще не облачилась в материальном мире в тело, которое называется, как мы говорили выше, змеиной кожей. Или после конца исправления – когда тело станет также совершенным (имеется в виду не физическое тело, а желание получать, которое превратится в свойство отдачи). Но в нашем восприятии человек – это тот, кто находится в физическом мире и чувствует проходящее время. Поэтому он не называется вечным человеком, Адамом.

Об этом сказал каббалист РАМХАЛЬ: полевые животные в тот момент, когда Адам был в раю, были на том уровне, на котором теперь находятся люди. Но после грехопадения полевые животные упали на уровень, на котором они находятся сейчас.



РАДАФ - СТАТЬЯ ИЗ КНИГИ "УЧИТЕЛЬ ПОСРЕДНИК"



Made on
Tilda