древняя мудрость каббалы
СТАТЬЯ
РАЗГОВОР
А АНГЕЛОМ

РАВ

АВРААМ ДАВИД ФИШЕРМАН


В этой статье мы разберем, что такое ангел во внутреннем мире человека. Судя по их именам, которыми наполнена Книга Зоар и другая каббалистическая литература, мы понимаем, что это разнообразные силы. Например, всем известный ангел Гавриэль (от слова гвура – мужество), Ангел Рафаэль (рефуа – выздоровление, лечение), ангел Уриэль (ор – свет). И таких сил в человеке несметное количество. Есть злые силы, например, упоминаемый страж врат Ада – Дума (медумэ – воображаемый).

Можно составить огромный список таких сил. Например, положительные силы, которые мы можем видеть в своем внутреннем мире: память, воображение, сила воли, усердие, внимательность, чистота, порядок, концентрация, быстрота. Могут быть такие силы, как музыкальный слух, пластичность, ораторское мастерство – есть множество различных сил и талантов у человека. Есть также отрицательные силы: злоязычие, скупость, злость, ненависть, черная зависть, лень, тщеславие, эгоизм, гордыня и так далее.

В этой главе мы хотим научиться осознанно этими силами управлять, самостоятельно приводить их в действие. Две предыдущих главы должны были подготовить нас к этой работе. Эта работа связана с воображением, и дабы те, кто обладает чрезмерной фантазией, не запутались, мы предварительно объяснили, что все образы, которые мы видим во внешнем мире, рождаются внутри нас. Мы хорошо разъяснили это в предыдущей главе «Внутреннее зеркало».


Теперь у нас есть точное знание, и мы свободны от того, чтобы начать воображать себе какие-то ненужные вещи, думать, что кто-то внешний на нас влияет – мы должны знать в первую очередь, что всё зависит от нашего восприятия. И ещё одно правило, которое надо знать: все эти техники направлены на создание связи с Творцом. Это и является нашей целью. Так что, не стоит увеличивать свою гордыню, если вы внезапно почувствуете силу, которая вдруг пробудилась в вас, – это подарок Творца, и Ему Слава и Величие. Это может случиться в любой момент, поэтому давайте будем внимательны к тому, чтобы не попасть в гордыню.

И ещё нужно внести такую поправку: техники, которыми мы занимаемся, в принципе, это как способ духовной игры. Мы можем здесь играть в праведников, в Бааль Шем Това, в Бааль Сулама, можем играть в починенные души, хотя, на самом деле, мы такими не являемся на данный момент. Но мы играем в эту игру, чтобы приблизиться к этим ощущениям, чтобы познать их пути, их техники и постепенно выйти на этот уровень по-настоящему.

Но чтобы выйти по-настоящему на этот уровень, нужно понимать, что не всё в наших руках, и мы этого не сможем самостоятельно достичь. Здесь требуется вмешательство Всевышнего, вмешательство Высших сил. Это вмешательство, возможно, не будет ощутимо нами так, как сейчас, когда мы работаем своим воображением, и выполняем раз- личные техники, и можем подвергнуться впечатлению, что всё это только личные усилия, и мы можем преуспеть и без Творца.

Эта определенная игра, в которую мы играем, чтобы по- чувствовать хоть какую-то минимальную духовность, чтобы в нас развились желания к этим постижениям, к этому восприятию. Но реальное духовное восприятие в созерцании проявляется только тогда, когда человек самостоятельно этим занимается – управляемой медитацией или управляемым аутотренингом, – но это не аутотренинг и не самовнушение в полном смысле. По-настоящему мы это ощутим, когда Всевышний отвечает нам, и мы поймем, что это не фантазии и не самовнушение, это настоящие ответы, которые можно почувствовать, как ответы свыше. Это не от меня исходит, и не я это делаю. Это делает Творец.

Заметим, что виенье ангела или силы зависит от духовного уровня человека – до какой степени он может воспринимать мир в его духовной форме.

Самое материальное проявление ангела имеет название

«трава». К нему относится весь растительный мир: овощи, фрукты, деревья, кустарники, водоросли, мхи, лишайники. В нашем мире это сила, дающая витамины телу, улучшающая его развитие и рост. Напомним, что тело по духовным законам – это желание получать удовольствие. Поэтому аналог нашего физического тела в духовном мире – это желание получать. Соответственно, витамины – это силы, которые его увеличивают, растят, и это ангелы, которые растят наше желание.

В более высоком проявлении, в месте Небосвода мира Асия – Высшем мире действия, – ангелы воспринимаются как звезды. На иврите звезда – кохав, от коах бо – «в нем есть сила». Звезды также символизируют силы, которые влияют на развитие событий в жизни человека и на его качества, таланты. Но влияние звезд ограничено тем, что вступить с ними в контакт можно только ночью, то есть в момент раскрытия желания и сокрытия света. Это намек, что такое ночь – время сокрытия.

Почему мы видим звезды только ночью, – это сигнал, что на уровне мира действия мы можем ощутить силы в момент, когда происходит сокрытие, и в этом месте нужно прилагать усилия. Здесь нам нужны силы, когда нет света, и это мир действий – где создают или нарабатывают сосуды.

В мире Ецира – Созидание – всё по-другому. Там находят- ся сущности, которые называются ангелами (малахим), и они не ограничены временем, их можно видеть и днем, и ночью



в более высоком проявлении. В мире Брия (Творение) – в ещё более высоком мире, – находятся такие ангелы, которые называются «срафим» (или серафимы). Срафим – это от слова «лисроф» – сжигать. Это огненные сущности, находящиеся в непрерывном движении, они являются силами, которые горят в постоянном огне служения Всевышнему. Человек, достигший уровня сараф, как правило, не падает больше с духовной ступени и находится в непрерывном внутреннем развитии, подобно огню, который постоянно движется. И человек на уровне сараф находится в абсолютном пробуждении и осознанном восприятии. Это и есть символ огня, или пробуждения от пассивного восприятия мира к активному – желание быть сотрудником, участником, пони- мающим и воспринимающим Творца, воспринимающим и постигающим другие души и устройство миров.

Итак, мы видим, что одна и та же сила может проявлять себя по-разному и называться разными именами в духовных мирах. Всё зависит от того, на каком уровне развития находится работающий с этими силами. Также эти силы ограничены законами тех миров, в которых они находятся. Так, например, силы мира Асия, которые называются абсолютным злом, раскрывают только отрицательные аспекты ви́дения – такие, как движение желаний и страстей чело- века к власти: духовной и физической. Это время сокрытия Творца, сокрытия Его истинного управления реальностью. Потому идолопоклонники поклоняются звездам, то есть си- лам, которые хотят управлять.

В мире Ецира, в мире Созидания, который в большинстве своем – зло, и немного проявляет добро, есть разные ангелы. Одни дают ложную информацию, другие говорят правду. Их можно увидеть во сне, и они могут ответить на вопросы. Правдив ответ или нет, это можно определить, если мы знаем, какой это ангел – лжец не может говорить правду, и наоборот, честный ангел не врет никогда, так как у них нет права выбора, они исполняют свою точную функцию. Проверить, от кого мы принимаем информацию, можно, расспросив об этом ангела, если, конечно, вы владеете такой техникой во сне. К примеру, можно спросить у ангела: не висят ли часы в соседней комнате, – и самому во сне пойти и посмотреть. Если ангел сказал «да», но часов там нет, то это лжец, и вся информация, принятая от него, недействительна. Такие практики можно проводить в осознанном сновидении, и только человек, умеющий работать осознанно во сне, может достичь таких уровней.

Потому сказали мудрецы нам изначально, что сны лгут, чтобы мы не доверяли им абсолютно. Ибо, проснувшись, и не умея определять чистоту информации, из какого источника она пришла, и какие фильтры нашего сознания её обработали, мы не можем полагаться на её достоверность.

В этой книге будет посвящено несколько глав сну и практике во время сна.

Каббалисты практиковали во сне – они продолжали учиться. Как мы знаем из историй, которые дошли до нас, Ицхак Лурия Ашкенази – великий АРИ – приходил во сне к рабби Хаиму Виталю, который жил в Дамаске в то время, это был Ирак, и звал его к себе в ученики. Предлагал приехать в Цфат, чтобы учиться у него. Но рабби Хаим Виталь не хотел это делать, пока АРИ не стал его терроризировать во сне. В конечном итоге, рабби Хаим Виталь приехал к АРИ и стал его учеником.

В этом примере мы видим, что отношения между ними происходили и во сне тоже – они продолжали во сне общаться, учиться, продолжали во сне контактировать с душами. Жизнь не заканчивалась во сне. Поэтому мы будем тоже этим практикам уделять внимание, и мы будем как группа встречаться во сне и учиться там. Это очень интересная ра- бота, и дай Бог, чтобы мы в ней преуспели.

Итак, пишет рабби Хаим Виталь в книге «Врата святости» (часть 4, врата 2, страница 14, пункт 10, в разделе «Вера»):

«Когда говорят о ви́деньи или разговорах с ангелами во сне (или видениях), на самом деле, речь идет о восприятии, которое выше органов чувств. Эти ви́денья не считаются пророческими в полной мере, ибо постигающий и разговаривающий с ангелом не является пророком. Но это ви́денье называется раскрытием глаз».

Такое ви́денье уже является духовным уровнем, и этот духовный уровень делится на множество ступеней. Есть обилие ступеней в духовном. Пророк – это уже серьезная духовная ступень, где человек может спускаться и подниматься, балансируя между Высшим и нижним миром, принимая информацию свыше и спуская ее вниз, одновременно находясь в двух мирах – вверху и внизу. Но это не каждый может делать, потому что люди не могут отключиться от физического тела, и если они поднимаются туда, то могут находиться только там. Если они спускаются сюда, то они могут быть только здесь. А быть и здесь, и там очень сложно. Поэтому нужно практиковать эту технику, но начинают с простых уровней.

Первый уровень – это может быть уровень раскрытия глаз, когда человек начинает видеть духовные силы. То есть за всеми объектами, за всем существующим он видит духовные силы, которые влияют на физический мир. Есть уровень, когда раскрываются души праведников, и есть уровень, называемый Руах а-Кодэш (Божественное присутствие). Есть уровень сон – это тоже духовный уровень развития; есть уровень постижения пророка Илияу, и мы все это будем учить в дальнейшем.

РАМБАН нам говорит, что уровень, когда видят такие силы, называется раскрытием глаз. Но в тех местах, где об ангелах написано, как о людях, например в Торе (в первой книге Берешит) – известная история с праотцом Авраамом, – как сказано «и увидел трех человек, представших перед ним». Ангелы пришли ему сообщить, что будет у него сын, и что один пришел излечить его, а другой пришел уничтожить Сдом: Рафаэль лечил его после обрезания, а Гавриэль шел уничтожить Сдом и Амору. Говорит нам РАМБАН, что это не ви́денье, а Слава, созданная как ангел, и знающие называют ее «одеяние ангелов». Такое можно увидеть даже материальным зрением. Если видящие будут духовно чистыми, как милосердные хасиды и дети пророков, то они могут удостоиться такого восприятия.

Итак, есть две возможности увидеть ангела. Первое – во внутреннем мире, второе – во внешнем мире. Внутреннее ви́денье – это умение видеть свои внутренние силы и осознанно пользоваться ими, или же чувствовать, как чужеродные силы приходят к тебе – иногда на помощь, иногда, как мешающие. Мы чувствуем часто, что кто-то о нас плохо думает, или бывает такое ощущение, что в определенном обществе у тебя идет духовный подъем, а другом обществе – упадок. То есть ты чувствуешь, что на тебя влияют разные силы. Внешнее ви́денье – это способность проявлять силы в повседневной жизни в мире действия, а также видеть, как они проявляются в других, то есть выражать через себя силы милосердия, силы исцеления, силы мощи (гвуры), противостояния, сосредоточенности, мощных амбиций, расслабленности, текучести и так далее. Есть разные силы, и каждую силу может человек проявлять через свою душу.

Вы можете задать такой вопрос: «Видеть – это по-настоящему видеть или ощущать?». Смотря, что вы называете ви́дением. Если вы в себе ощущаете мощь – это тоже называется «видеть». Ты в себе видишь мощь – не глазами, не физическим глазом, ты это чувствуешь. Но можно сказать, что ты ее видишь, образно говоря. Если ты видишь в себе нежелание, например, куда-то идти, которое мешает тебе встать и пойти учиться – это тоже ты видишь, но это никто не видит, кроме тебя. Хотя, на самом деле, это не глаза видят, это твое внутреннее ощущение. Также ты можешь видеть это во внешнем мире, когда ты смотришь на других людей, ты видишь, что у этого человека большие силы, например, человек, помогающий ближнему. У кого-то эта сила выражается, как скупость, а у кого-то ты видишь, что в нем сила сосредоточенности хорошо развита. Можно увидеть, как этот человек сосредоточен на одной цели. Как это выражается? Разве это выражает его физическое тело? Нет, но ты это видишь, и это называется ви́дением. Это не то, что обязательно видят наши материальные глаза. Это более тонкие вещи, более тонкое ви́дение, поэтому оно и называется «раскрытие глаз». Он так и сказал, что как будто у тебя открываются глаза видеть то, что находится за пределами.

И настоящая визуализация – это видеть не образы, а видеть силы. Как ты чувствуешь – ты же можешь почувствовать, что в тебе есть сила поднять кому-то настроение, излучать позитив из себя, к примеру, у тебя есть такая сила, тебе же не нужно ее визуализировать в виде какого-то существа с крылышками, ты эту силу чувствуешь в себе и можешь ее излучать. Это называется «духовное ви́дение».

Зоар нам дал объяснение этих сил через притчи. Потому что эти притчи имеют внутренний смысл, например, почему ангелов изображали с крыльями? Потому что они не желают принимать, они только в отдаче работают. Так они закрывают крыльями лица, закрывают крыльями ноги, и это показывает на то, как будто они блокируют свет, они не хотят его принимать. То есть у них нет желания получать.

Итак, ангел – это сила, которая может быть, как положи- тельной, так и отрицательной, как в тебе, так и во внешних объектах, как проявлением твоей личности, так и влиянием других на тебя.

Когда ты находишься в обществе людей, которые не занимаются духовным, то силы, которые находятся там, это их ангелы – их мысли и желания, их настрой – они на тебя воздействуют. Если ты поменяешь атмосферу и будешь находиться в обществе, где занимаются духовностью, то там на тебя будут воздействовать другие ангелы. Так у тебя есть право выбора: поставить себя в ту ситуацию, которая более позитивна для тебя.



В повседневной жизни существует много идей относительно ангелов, человек имеет много фантазий на эту тему, например, что ангелы могут быть людьми. Но, нет. Это не люди, это силы, которыми люди наделены. Есть разница между душой и ангелом. Душа – это тот, кто духовно постигает, а ангелы – это силы вспомогательные, которыми постигающие наделены или создают их с помощью своих деяний – либо добрых, либо злых.


Made on
Tilda