древняя мудрость каббалы
СУТЬ МУДРОСТИ
КАББАЛЫ

ИЗ КНИГИ БААЛЬ СУЛАМА
"ПРЕДИСЛОВИЕ К УЧЕНИЮ О ДЕСЯТИ СФИРОТ"

Здесь мы можем немного прояснить смысл мудрости Каббалы так, чтобы этого было достаточным для получения верного представления о природе этой мудрости, чтобы не обманывать себя ложными представлениями о ней, которые присутствуют в сознании многих людей. И знай, что Святая Тора разделяется на четыре аспекта, которые охватывают всю реальность. И три аспекта существуют в общей глобальной реальности мира, и называются они: мир, год и душа. А четвертый аспект – это пути, с помощью которых существуют эти три аспекта в реальности, от чего они получают свою подпитку во всех своих проявлениях и случаях.

Объяснение: всё внешнее в реальности, например, небеса, небосвод, земля и моря, о которых написано в святой Торе, всё это называется именем «мир». А внутренним реальности являются: человек, животные, скот, птицы разных видов и так далее, которых можно найти в местах, которые мы назвали внешними, и называются именем «душа». Развитие реальности в виде поколений, причинно-следственных цепочек, к примеру, от первого человека Адама, до Йешуа и Калева, которые вошли на Святую землю, Тора определяет так: отец – это причина для сына, который – следствие. И вот развитие всех деталей реальности по вышеупомянутой причинно-следственной цепочке, называется «годом». А все пути существования реальности, с точки зрения и внешних, и внутренних аспектов, упомянутых выше, включая все упомянутые в Торе пути их реализации и взаимодействия между ними, называются «существованием реальности».

Знай, что четыре мира о которых идет речь в мудрости каббалы: Ацилут, Брия, Ецера и Асия в то время, когда вышли и развивались друг от друга, вышли подобно печати и оттиску. Это значит, что то, что записано в печати, непременно раскроется в её оттиске, не меньше, и не больше того. Аналогично и в развитии миров. Так что четыре аспекта: мир, год, душа, и их существование, которые были в мире Ацилут, все вышли и отпечатались в подобной форме в мире Брия, и также от мира Брия к миру Ецера, и далее к миру Асия. Таким образом, все три аспекта реальности, которые стоят перед нами: мир, год и душа, и пути их существования, то что мы видим в нашем мире, протянулись сюда и раскрылись из мира Ецера, а Ецера от высшего ему мира так, что всё множество деталей, которые видим перед глазами, имеет источник в мире Ацилут. И более того, все те новые вещи, что раскрываются в нашем мире, обязаны прежде раскрыться наверху в мире Ацилут. Об этом говорят мудрецы: «Не найти тебе ни одной травинки внизу, над которой бы не было ангела свыше, бьющего ее и говорящего ей: "Расти"». И об этом также написано: «Не пошевелит человек и пальцем внизу, пока об этом не провозгласят вверху», и пойми это.

Знай, что облачение Торы в три аспекта реальности: мир, год, душа и их существование в нашем мире таковы, что обнаруживаем мы здесь и запреты, и духовную нечистоту, и вещи непригодные к святости, о которых говорит открытая Тора, и как мы уже говорили ранее, Всевышний одет в неё. И тайна сказанного: «Тора и Всевышний едины» в том, что всё это происходит в великом сокрытии, ибо эти материальные одежды – это крылья, что закрывают и прячут Всевышнего. Однако одежды Торы из более чистых аспектов понятий «мира», «года» и «души», и путей их существования, которые существуют в трех высших мирах, называющихся Ацилут, Брия и Ецера, в совокупности своей и называются «мудростью каббалы».

И получается, что мудрость каббалы и открытая Тора по сути одно и тоже. И пока человек находится в стадии «сокрытия Лика», Всевышний скрывается в Торе. Это называется «заниматься открытой Торой», ибо он ещё не готов получить никакого свечения от Торы мира Ецера, тем более о том, что ещё выше. Но когда человек удостаивается «раскрытия Лика», он начинает заниматься мудростью каббалы, ведь теперь все одежды открытой Торы очистились для него, и его Тора стала Торой мира Ецера, и называется мудростью каббалы. Но даже тот, кто удостаивается Торы мира Ацилут, это не значит, не дай Бог, что путь Торы изменяется для него. Это означает, что те же самые одежды открытой Торы очищаются и становятся для него очень чистыми. Об этом и сказано: «Да не будет более скрываться Учитель твой, и будут глаза твои видеть Учителя твоего», когда одежды, сосуды и свет становятся едиными.

Чтобы приблизить вышесказанное к пониманию, я дам тебе пример: в то время, когда человек находится в «сокрытии Лика», буквы и одежды Торы скрывают Творца, и это приводит его к ошибкам, которые совершает. И пребывает под угрозой наказаний, одетых в грубые одеяния Торы. И есть здесь запреты и духовная нечистота, непригодная для святости. Когда же удостаивается раскрытия управления, возвращения из любви, и его неумышленные грехи становятся заслугами, то там, где он допускал ошибки во время «сокрытия Лика», снимаются грубые и очень горькие одежды, и одевается человек в светлые одежды заповедей и заслуг. Ибо все эти грубые одежды, теперь превратились в заслуги, и стали одеждами, которые протягиваются из мира Ацилут, или мира Брия, и больше они не закрываются крыльями, и не скрывают Учителя, благословен Он. И больше того: «и будут глаза твои видеть Учителя твоего». И ничего не меняется в принципе между Торой Ацилут и Торой нашего мира. Нет никакой разницы между мудростью каббалы и открытой Торой, а всё отличие только в восприятии человека, который занимается Торой. Один занимается Торой и заповедями, и другой занимается тем же самым, но для первого это будет открытая Тора мира Асия, а для второго – это мудрость каббалы мира Ацилут. И пойми это хорошо.

Отсюда следует справедливость сказанного Гаоном из Вильны, как он пишет в своем молитвеннике: «В начале начинают с тайн Торы, это открытая Тора мира Асия, где есть сокрытие, ибо Всевышний скрывается там полностью. Затем есть Тора, называемая намек, где происходит бóльшее раскрытие – это Тора мира Ецера. Так продолжается, пока не удостоится простого понимания, которым является Тора мира Ацилут, называемая «простой смысл», ибо сняла с себя все одежды, скрывающие Всевышнего».

Четыре мира АБЕА святости и нечистоты в духовной работе

После этого объяснения можно дать определение этим четырем мирам, известным в мудрости каббалы под именами Ацилут, Брия, Ецера и Асия в святости, и четырем мирам Ацилут, Брия, Ецера и Асия нечистоты, которые стоят один напротив другого. Пойми о них из объяснения о четырех стадиях постижения управления Творца и из четырех ступеней любви. Сначала объясним четыре мира святости Ацилут, Брия, Ецера и Асия, начиная с самого нижнего мира Асия.

После того, как мы уже объяснили два вида управления «сокрытием Лика» знай, что оба они относятся к миру Асия. И как сказано в книге Древо жизни: мир Асия в большинстве своем – зло. А всё то малое добро, которое есть в нём, перемешано со злом так, что нет возможности его осознать. Это значит, что из-за сокрытия протягивается человеку множество зла, страданий и боли, и он чувствует управление Творца в этом двойном сокрытии таким образом, что добро смешано со злом, и абсолютно не осознается.

Первый уровень «раскрытия Лика» – это мир Ецера. Как сказано в книге Древо жизни: он наполовину – добро, наполовину – зло. И это постижение первой стадии «раскрытия Лика», которая является первым уровнем «зависимой любви», то есть зависящей от объекта. Это уровень «среднего», вернувшегося из трепета так, что он наполовину должник, наполовину удостоенный.

Второй уровень «зависимой любви», который также зависит от объекта, но в котором уже нет никакой памяти о зле и причиненном вреде, и также третий уровень любви, являющийся первой ступенью «независимой любви», все эти ступени относятся к миру Брия. Как сказано в книге Древо жизни: мир Брия в большинстве своем – добро, и в малой части – зло. И это небольшое количество зла в нём не воспринимается. Как мы уже объясняли сказанное в устном придании: когда средний удостаивается одной заповеди, то перевешивает себя на чашу добра, становясь в большинстве своем «добро» – это второй уровень любви. А то небольшое количество зла, которое воспринимается в мире Брия следует из третей ступени «независимой любви», когда человек перевесил себя на чашу заслуг, но ещё не перевесил к заслугам весь мир. Поэтому есть в нём ещё немного зла, ибо любовь ещё не вечна. Но это малое количество зла не воспринимается, ведь он ещё не ощутил этого зла и вреда по отношению к другим людям.

Четвертый уровень «независимой любви», который не зависит от объекта, является вечным – и это мир Ацилут, о котором сказано в книге Древо жизни: абсолютное добро, и нет никакого зла. После того как перевешивает человек весь мир на чашу заслуг, любовь становится вечной и совершенной. Больше не будет в мире никакого сокрытия, ибо здесь будет абсолютное раскрытие Лика, как сказано: «Да не будет более скрываться Учитель твой, и будут глаза твои видеть Учителя твоего». Ибо такой человек уже знает, как ведёт Всевышний со всеми людьми в Своём истинном управлении, которое раскрывается во всей полноте Его имени: Добрый и творящий добро и плохим, и хорошим.

Из этого пойми также о мирах АБЕА нечистых оболочек, стоящих напротив миров АБЕА святости, как сказано: «Один напротив другого, как сделал Всесильный». Ибо колесница клипот мира Асия расположена в двух ступенях «сокрытия Лика», и она властвует, влияя на человека так, чтобы перевесить чашу к виновности.

Мир Ецера клипот держит чашу вины, которая не исправлена святостью мира Ецера, и этим он властвует над «средними», которые принимают от мира Ецера в тайне сказанного: «Один напротив другого, как сделал Всесильный».

Мир Брия клипот обладает силой аннулировать «зависимую любовь», то есть аннулировать объект, от которого зависит любовь. Это – несовершенная любовь второго уровня.

Мир Ацилут клипот захватывает ту малую часть зла, которая не воспринимается в мире Брия от третьего уровня «независимой любви». И несмотря на то, что она истинная любовь от силы Дающего благо и хорошим, и плохим, являющейся свойством мира Ацилут святости, вместе с тем, потому что ещё не удостоился человек перевесить весь мир к чаше заслуг, есть у клипот сила повредить любви по причине управления другими людьми.

И написано в книге Древо жизни: мир Ацилут клипот стоит напротив мира Брия, но не напротив мира Ацилут святости. Ибо от мира Ацилут в святости протягивается только четвертый уровень «независимой любви», и нет там никакой власти клипот. Ведь он уже перевесил весь мир к чаше заслуг и знает, как Всевышний управляет всеми творениями Своим добрым управлением и для плохих, и для хороших. А мир Брия, от которого происходит третий уровень «независимой любви», ещё не перевесил весь мир, а поэтому есть у клипот зацепка. Эти клипот называются клипот Ацилут, потому что относится к третьему уровню «независимой любви». А эта любовь – стадия мира Ацилут.

И вот теперь хорошо разъяснили четыре мира АБЕА святости и клипот. Они стоят друг против друга, таким образом, что святость одних противостоит недостаткам других миров, которые и называются АБЕА клипот.






Made on
Tilda